рейтинг блогов

Дворцово-парковый ансамбль Ораниенбаум (часть I)

топ 100 блогов mycruises23.04.2024 Дворцово-парковый ансамбль Ораниенбаум (часть I)

Ораниенбаум (нем.Orangenbaum) переводится, как померанцевое (апельсиновое) дерево, изображение дерева с ярко-оранжевыми плодами - элемент герба Ораниенбаума.
История Ораниенбаума восходит к началу XVIII века, когда ближайший сподвижник Петра Великого Александр Данилович Меншиков возводит напротив Кронштадта усадьбу с дворцом и регулярным парком. Ораниенбаум задумывается как часть величественной панорамы, встречающей всех прибывающих в новую российскую столицу по морю. Парадная резиденция «первого»‎ вельможи государства должна восприниматься, в том числе, и как символ торжества России, одержавшей победу в Северной войне.

Дворцово-парковый ансамбль Ораниенбаум (часть I) 01.jpg

После опалы Меншикова усадьба переходит во владение Адмиралтейской коллегии, но уже в 1743 году императрица Елизавета Петровна жалует ее наследнику престола, великому князю Петру Федоровичу, и его супруге, великой княгине Екатерине Алексеевне, - и Ораниенбаум становится резиденцией малого двора.
В конце XVIII века Ораниенбаум становится собственностью великого князя Александра Павловича (Александра I). Затем – летней резиденцией его младшего брата Михаила Павловича.
Каждый из новых хозяев вложил свой вклад в развитие дворцово-паркового ансамбля, бережно сохраняя наследие своих предков.

Дворцово-парковый ансамбль Ораниенбаум (часть I) 02.jpg

После революции 1917 г. ораниенбаумские дворцы национализируются. В дворцовых постройках располагаются новые службы: учебные и военные учреждения, госпитали. Тяжелым испытанием для бывшей великокняжеской резиденции становится Великая Отечественная война, когда Ораниенбаум оказывается в фашистском окружении. Защитники легендарного Ораниенбаумского «пятачка», выдержав натиск врага, отстаивают этот небольшой участок земли, ставший опорным пунктом обороны. Благодаря мужеству наших солдат, в резиденции сохраняются подлинные дворцы и павильоны, спасаются музейные коллекции.
В наши дни, долгое время пребывавший в забвении, Ораниенбаум начинает возрождаться.

Распахнул свои двери для посетителей Большой (Меншиковский) дворец. На фото южный фасад дворца

Дворцово-парковый ансамбль Ораниенбаум (часть I) 03.jpg

Большой Меншиковский дворец – старейшее сооружение Ораниенбаума. Во дворце и его окружении отчетливо ощущается дух времени – эпохи преобразований и борьбы за выход к Балтийскому морю. Расположен он почти у самых вод залива, устремлен к нему, словно олицетворение главной цели всех деяний петровского времени – утверждения России на берегах освобожденного моря.
Композиционным центром дворца является двухэтажный корпус, увенчанный княжеской короной, к которому примыкают одноэтажные скругленные галереи с двумя павильонами. В усадьбе гостей ожидало множество «диковинок». Например, в центре восточной галереи когда-то располагалась «турецкая баня» со стеклянной крышей, которую посещал и сам император Петр I.

Большой Меншиковский дворец, южный фасад

Дворцово-парковый ансамбль Ораниенбаум (часть I) 04.jpg

Ораниенбаумская придворная церковь, занимающая башенный павильон Большого Меншиковского дворца, построена по приказу первого владельца Ораниенбаума князя А.Д. Меншикова и освящена во имя Святого великомученика и целителя Пантелеймона 3 сентября 1727 года. Храм, задуманный как триумфальный памятник морским победам петровской России, на протяжении двух столетий совмещал функции придворной и приходской церкви.

Дворцово-парковый ансамбль Ораниенбаум (часть I) 05.jpg

Дворцово-парковый ансамбль Ораниенбаум (часть I) 06.jpg

Фотографии собраны из разных поездок, за разные годы. Храм святого Пантелеймона-Целителя в дождливый день

Дворцово-парковый ансамбль Ораниенбаум (часть I) 07.jpg

Храм святого Пантелеймона-Целителя в ясную погоду

Дворцово-парковый ансамбль Ораниенбаум (часть I) 08.jpg

Дворцово-парковый ансамбль Ораниенбаум (часть I) 09.jpg

За долгую историю ораниенбаумской резиденции внутреннее убранство Церковного павильона менялось несколько раз. Первоначальная отделка интерьера включала хоры с резными балюстрадами в ризалитах. Стены и купол были расчленены угловыми пилястрами и карнизами. Отделка нижних частей стен имитировала мрамор, в верхнем ярусе и куполе помещались росписи с изображениями ангелов и апостолов. Главным украшением интерьера стал великолепный золочёный и серебрёный иконостас, созданный в московской мастерской Ивана Зарудного по образцу западноевропейских барочных алтарей.

Дворцово-парковый ансамбль Ораниенбаум (часть I) 10.jpg

Дворцово-парковый ансамбль Ораниенбаум (часть I) 11.jpg

Дворцово-парковый ансамбль Ораниенбаум (часть I) 12.jpg

Небывалая роскошь загородной резиденции Светлейшего князя по своему размаху в то время превосходила даже Петергоф. Но после опалы Меншикова все его имения были конфискованы в казну. В 1743 году императрица Елизавета Петровна пожаловала Ораниенбаум наследнику российского престола великому князю Петру Федоровичу, впоследствии императору Петру III.

Большой Меншиковский дворец, южный фасад и восточные ворота

Дворцово-парковый ансамбль Ораниенбаум (часть I) 13.jpg

Восточные ворота

Дворцово-парковый ансамбль Ораниенбаум (часть I) 14.jpg

Большой Меншиковский дворец. Примыкающий к нему Японский павильон изначально назывался «восточный».

Дворцово-парковый ансамбль Ораниенбаум (часть I) 15.jpg

Именно при Петре Федоровиче восточный павильон Большого Меншиковского дворца получил свое нынешнее имя – «Японский». По указанию Великого князя внутри поместили коллекцию дорогостоящего фарфора. По преданию, именно в Японском павильоне 29 июня 1762 года царствовавший всего 186 дней император подписал отречение от престола в пользу жены, ставшей императрицей Екатериной II и новой владелицей Ораниенбаума.
XIX столетие было временем относительного покоя, когда настоящим ангелом-хранителем резиденции стала великая княгиня Елена Павловна, супруга великого князя Михаила Павловича, который в свою очередь являлся младшим братом Александра I. Новая хозяйка искала и находила иные формы самовыражения, сделав Ораниенбаум совершенно другим, оригинальным, не потеряв при этом его былую прелесть. В середине XIХ века дворцовые интерьеры были изменены по проектам известных архитекторов А. И. Штакеншнейдера, Г. Боссе, Л. Бонштедта, Г. Прейса в модном тогда стиле эклектики.

Парк Ораниенбаум. Нижний сад, скульптура «Осень» (с оригинала Д.А. Чибеи, XVIII в.)

Дворцово-парковый ансамбль Ораниенбаум (часть I) 16.jpg

Парк Ораниенбаум - ценнейший образец садово-паркового искусства второй половины XVIII-середины XIX века. Он занимает площадь в 162 гектара. До 70-х годов XVIII века главным художественным приемом в организации парка была регулярная композиция, которая позже сменилась пейзажной. Парк состоит из нескольких исторически сложившихся частей, каждая из которых сформировалась в определенные периоды создания дворцово-паркового комплекса.

Нижний сад, скульптура «Зима», копия с оригинала Джованни Антонио Чибеи XVIII века

Дворцово-парковый ансамбль Ораниенбаум (часть I) 17.jpg

Дворцово-парковый ансамбль Ораниенбаум (часть I) 18.jpg

Нижний парк украшали скульптуры, из которых 39 были выполнены из дерева и покрашены краской под мрамор и четыре — из свинца, покрытые позолотой. Среди деревьев были подстриженные вязы, липы и клены, ели и можжевельник, а также плодово-ягодные — яблони и вишни. В оранжереях выращивали южные растения, в том числе овощные и фруктовые культуры.
Позже, в 1750-х годах сад был перепланирован по проекту Бартоломео Растрелли. Во второй половине XVIII века обустройство территории вел Антонио Ринальди, внесший в стиль сада черты рококо и раннего классицизма.

Нижний сад, скульптура «Лето» (с оригинала Д.А. Чибеи)

Дворцово-парковый ансамбль Ораниенбаум (часть I) 19.jpg

Четыре оригинальные статуи, составляющие цикл «Времена года» - работы итальянского скульптора Дж. А. Чибеи приобрел русский консул в Венеции маркиз П. Маруцци в 1767 году и доставил в Россию. Первоначально скульптуры стояли на балконе Михайловского замка, затем были перенесены в Таврический дворец. В середине XIX столетия статуи передали в Эрмитаж, где они находятся по сей день. В 2011 году, после реставрации Ораниенбаумской резиденции, петергофские копии статуй были установлены в южной части Нижнего сада на пьедесталы из серого гранита.

Нижний сад, скульптура «Лето» (с оригинала пер. пол. XVIII в. неизвестного Итальянского скульптора)

Дворцово-парковый ансамбль Ораниенбаум (часть I) 20.jpg

Мраморные скульптуры «Весна» и «Лето» первой половины XVIII в. работы неизвестного итальянского мастера были установлены у центральной аллеи Нижнего сада предположительно в 1750-х гг. В 1926 г. перемещены в Петергоф. В 2014 г. изготовили копии скульптур из искусственного мрамора, которые установили на исторических местах на центральной аллее Нижнего сада Ораниенбаума.

Картинный дом

Дворцово-парковый ансамбль Ораниенбаум (часть I) 21.jpg

В 1754-1761 годах это небольшое здание служило вместилищем для придворного театра, живописной коллекции, библиотеки и кабинета редкостей великого князя Петра Фёдоровича и являлось одним из ярких примеров универсального частного собрания XVIII века.
Для посетителей открыты пять залов постоянной экспозиции музея: Двусветный зал, Картинный зал, Кабинет-Библиотека и два помещения Кунсткамеры.

Дворцово-парковый ансамбль Ораниенбаум (часть I) 22.jpg

В восточном крыле Картинного дома располагался Оперный зал – первый придворный театр, устроенный великим князем Петром Фёдоровичем в Ораниенбаумской резиденции и просуществовавший с 1755 по 1758 год. Для устройства Оперного зала в Картинном доме были приглашены лучшие итальянские театральные специалисты того времени: машинист Карло Джибелли, художники-перспективисты и декораторы Джузеппе Валериани и Антонио Перезинотти. На протяжении четырех сезонов ставились итальянские оперы-сериа (итал. opera seria – серьёзная опера), комедии и кантаты.

Дворцово-парковый ансамбль Ораниенбаум (часть I) 23.jpg

Построен Картинный дом в середине XVIII века. Проект мастерской архитектора Ф.Б. Растрелли.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
А скажите мне... ... в каком виде вы обычно работаете? Неважно - где. В офисе ли, на каменоломне, дома. Что предпочитаете? Платье-футляр? Килт? Шерстяное пончо? Стринги на голую грудь? На катринке - олд иллюстрашка. Года 2002 примерно. Из взрослой серии о Гарри Поттере, я его тогда ...
Девочки, я вот, честно, просто потрындеть. До пятницы не доживу просто. Раз в два дня читаю пост про переживания мам по поводу того, что КТО-ТО (злая свекровь, родтвеники по тёте, друзья из одноклассников...) сказали, что...Дальше вариантов миллион. Потом следует такой же миллион комментр ...
Всё то, что я хочу спасти, уберечь, завязать узелком где-то на сердце, лишь бы только донести до того дня, когда на свет появится Софи. ...
Сегодня, 16 марта, начинается выдача паспортов, на обложке которых будет напечатано: Паспорт гражданина Донецкой Народной Республики. Реагируют сами жители "непризнанных республик" по-разному. Украинские паспорта изыматься не будут, и останутся действительными. Для кого-то "Паспорт Д ...
А через 10 лет СССР сделал «Буханку». Легендарный УАЗ "Буханка" начал выпускаться в 1965 году и стал ярким образцом успешного советского автомобилестроения. Приверженцы данной модели зачастую упускают из виду важный момент: Jeep Forward Control (FC-150) 1956 года был практически ...