рейтинг блогов

Храм в Старобислово

топ 100 блогов uncle_pafnutiy04.07.2023 Теги: Троицкий Храм в Старобислово
Церковь в честь Воздвижения Креста Господня в селе Старобислово Калязинского района Тверской области.
Начало июля.

1.
Храм в Старобислово
Воздвиженская церковь.

Село Старобислово, от Твери 180 вёрст, Калязина 22 версты.
Церковь Воздвиженская построена в 1867 году

, распростронена в 1869 году, каменная, престолов 2: в холодной Воздвижения Креста Господня, в тёплой Сертия Радонежского.
В 1901 году служили: Священник Афанасий Стефанович Василевский 63 лет, студент семинарии, в служении с 1860 года, священником с 1862 года, награждён орденом Святой Анны 3-ей степени. Диакон Алексий Иоаннович Травин 32 лет, в служении с 1888 года, диаконом с 1895 года. Псаломщик Иван Петрович Клобуков 30 лет, в должности с 1899 года. Церковный староста Дмитрий Филиппов, в должности второе трёхлетие. Прихожан в сельце Власицах, селе Старобислове, деревнях: Рыбушине, Дрочилове, Расловке, Новом Рогатине, Старом Рогатине, Сажине, Знобихе, Збуйнове, Павлове, Ногине, Языкове 428 дворов (1056 мужчин, 1259 женщин).


О селе Старобислово в документах XVII века сказано очень мало: "Троицкого Благовещенского монастыря, что на Киржаче село Старобислово".
Клировая ведомость за 1796 год указывает, что "церковь Крестовоздвиженская с пределом Чудотворца Сергия, каменная, построена в 1773 году".
Тверской епархиальный сборник даёт иные сведения о датировании постройки храма в Старобислове: "Церковь Воздвиженская, построена в 1867 году. Престолов 2: в холодной - Воздвижения Креста Господня; в тёплой - Сергия Радонежского". Руины церкви сохранились до сего дня. К церкви были приписаны 498 дворов, в них проживало 1096 мужчин и 1259 женщин. Всего 2355 человек.

В списке Дмитровской Писцовой книги 7135-7137 г.г., письма и меры Андрея Загряжскаго, в Троицком стану, начиная с листа 214, за № 543, о селе Старобислове находятся следующие данные.
«Троицкого Благовещенского монастыря что на Киржаче село Старобислово. А в нем церковь всемирное воздвижение чеснаго животворящего креста Господня древяна клецки а в церкви деисусы и двери царские и образы месные и ризы и книги и всякое церковное строенье монастырское. А у церкви во дворе поп Гаврила Полуехтов во дворе дьячок Матюшко Лукьянов во дворе пономарь Шестачко Маркелов во дворе просвирница Марьица Павлова дочь с сыном с Мартьянком».
В Переписной книге (Дмитровской) 1646 г., на листе 763, за № 272, написано: «Троицково Благовещенского монастыря что на Киржаче вотчина село Старобислово а в нем двор монастырской а на монастырском дворе живут слушки по годом да да крестьянских дворов...».
В другой Переписной книге, 186 г., на листе 619, за № 403, относительно с. Старобислова сказано: Живоначальные Троицы Сергиева Киржацкого монастыря село Старобислово а в нем церковь воздвижение честнаго креста Господня. У церкви во дворе поп Филип Гаврилов, во дворе дьячек Ивашко Гаврилов да стом же селе двор монастырской а во дворе дворник Финогенко Леонтьев да крестьян...».
В клировой ведомости 1796 г. о селе Старобислове находятся следующия сведения.
«Церковь Крестовоздвиженская с прид. Чуд. Сергия, каменная, постр. 1773 г. Священник Иван Иванов, 60 л. (в школе не был), посвящен в 1769 г. Церковной земли 36 дес.; деревень 10; дворов 163; душ м. п. 524, ж. пола 550».

Церковь Воздвижения расположена в центре села, у дороги. В 17 в. село находилось в вотчине Троицкого Благовещенского монастыря города Киржач. Здесь существовала деревянная клетская церковь Воздвижения, по документам известная с 1627 г. Первая каменная церковь Воздвижения с приделом Сергия Радонежского построена в 1773-1781 гг. на средства владельца села отставного секунд-майора Сергея Михайловича Лазарева и других прихожан. В 1813 г. старая каменная колокольня была сломана, а вместо нее построена новая. Работы производились подрядчиком крестьянином Калязинского уезда Федором Михеевым. Стройная композиция колокольни состояла из трех последовательно убывающих по ширине ярусов-четвериков с высокими арочными проемами. Два нижних яруса были оформлены портиками с двумя парами тосканских колонн и треугольным фронтоном. Завершал колокольню небольшой ярус-резонатор с главкой. В 1864-1871 гг. храм и трапезная были выстроены заново, а колокольня оставлена прежняя. Вероятно, в те же годы вокруг церковного прямоугольного участка сооружена каменная ограда с четырьмя угловыми башенками. Посередине восточной стороны Церковь Воздвижения. План.были устроены трехпролетные ворота, а с западной — однопролетные, сделанные в полукруглом выступе ограды, по оси колокольни. На южной стороне имелась калитка, рядом с которой в 1891 г. в линии ограды выстроили сторожку. К этому времени в селе существовала земская школа, помещавшаяся в деревянном доме близ северного прясла церковной ограды. В 1901-1902 гг. по проекту гражданского инженера К.К. Гельбига старую трапезную заменили новой, более обширной, с двумя приделами, включившей в свой объем нижний ярус колокольни. Южный и северный фасады новой трапезной расчленялись аркатурой с пилястрами на восемь прясел с арочным окном в каждом. Помещение трапезной имело плоское перекрытие, опиравшееся на два столба. В советское время были разрушены колокольня и трапезная, ограда с башнями и воротами; заложен проем, соединявший храм с трапезной; утрачена большая часть внутреннего убранства; в сторожке заложено пять окон и сломаны внутренние перегородки.
Пример сельского церковного комплекса 2-й пол. 19 в. с храмом в духе русско-византийских проектов К.А. Тона и сторожкой в формах классицизирующей эклектики.
Частично сохранившаяся масляная настенная живопись выполнена в кон. 19 в. в духе позднего академизма. На своде помещены четыре композиции в гризайльных обрамлениях: «Новозаветная Троица» и шесть попарно сгруппированных фигур архангелов. На стенах композиции расположены в два яруса, разделенных широким орнаментальным фризом с крестами, который включает медальоны с изображением святых. На южной и северной стенах, в верхнем ярусе, написаны избранные святые, в нижнем — евангелисты, а также «Хождение по водам» (с севера) и «Христос в пустыне» (с юга). На западной стене вверху помещены три композиции: «Благовещение», «Поклонение волхвов» и «Христос-отрок в храме»; внизу — «Притча о Лазаре» и «Исцеление бесноватого». На стене апсиды изображены «Положение во гроб» и «Воскресение».


2.
Храм в Старобислово

Храм в Старобислово
Проект распространения церкви Воздвижения, 1901 год.

3.
Храм в Старобислово
Рядом с храмом разрушенный деревянный дом

5.
Храм в Старобислово

6.
Храм в Старобислово
А в этом доме люди пытаются украсить свой быт.

7.
Храм в Старобислово

8.
Храм в Старобислово

9.
Храм в Старобислово

10.
Храм в Старобислово

11.
Храм в Старобислово
Рядом с храмом магазин потребкооперации. Заходить не стал.

12.
Храм в Старобислово
Кирпичный дом тоже в запустении.

13.
Храм в Старобислово
Общий вид села

14.
Храм в Старобислово

Фото как всегда мои, подробности отсюда http://hram-tver.ru/index.php/khramy-tverskoj-oblasti/kalyazinskij-rajon/594-starobislovo-vozdvizhenskaya-tserkov

#архитектура #архитектураповторникам



Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Престижный итальянский бренд предметов роскоши Gucci представил оранжево-бежевое платье для мужчин в рамках своей коллекции осень-зима 2020. Его цена: 2600 долларов. Длинная клетчатая хлопковая рубашка с перламутровыми пуговицами, воротником в стиле Питера Пэна и атласным ...
Если не знаешь, что запостить в качестве фотки дня - пости кофе!
Оригинал взят у prezj_vsegor в Почему советский социализм круче шведского Красный финский блоггер kommari о том что такое социализм (с точки зрения “совка”) А социализм - он не в толщине жировки , с жировкой действительно в Швеции всегда было лучше, чем в СССР. ...
Европа уже сдалась на милость победителя. Дрыгать ногой она ещё будет. Вопить и лить слёзы с политических трибун будет всенепременно. Но реально белый флаг уже выброшен. Европа уже вовсю запрещает рождественские ёлки, нательные крестики и любую другую христианскую символику в своих гор ...
Каждый раз, когда я бываю в Пятигорске, даже проездом, я по традиции обязательно захожу в парк Цветник, поднимаюсь к Китайской беседке, Орлу, Эоловой Арфе, чтобы размяться), отдохнуть и посмотреть, как изменился курорт с моего последнего визита. Увы, Пятигорск как был, так и остается ...