рейтинг блогов

Осенняя лИСтКУССТВенница. Выпуск №6

топ 100 блогов elika14.11.2023 Теги: Прохоров Козак Джигарханян Как я и обещала, в связи с тем, что «Осенняя лИСтКУССТВенница» тут несколько притормозила из-за моего «выпадания в реал», сейчас вас будут ждать сразу несколько её выпусков. Ну не один за другим, конечно, но довольно близко. А потом, где-то в 20-х числах ноября, мы всё это завершим традиционной итоговой викториной.

Нынче же речь пойдёт о фильме, что, может быть, и не очень связан с осенним сезоном (честно говоря, вообще никак не связан :)), зато знаком и наверняка любим большинством из вас. Итак…

Осенняя лИСтКУССТВенница. Выпуск №6 Бытует мнение, что англичане — чопорный народ, что юмор их многим непонятен, но вот уже десятки лет на наших экранах идёт комедия «Здравствуйте, я ваша тётя!», снятая по пьесе Брэндона Томаса «Тётка Чарлея». Первый раз советские зрители увидели картину 26 декабря 1975 года. А вот премьера спектакля по произведению Томаса прошла ещё в 1892 году в Лондоне. И то была самая настоящая «бомба»: билеты раскупили на несколько месяцев вперёд, поэтому создатели спектакля даже перенесли действо в более вместительный театр. Но и туда билеты смели в первый же день, а те, кому не досталось мест, пытались проникнуть на представление через чёрный ход. Через месяц спектакль снова переехал на ещё более просторную площадку.

Кстати, пьеса «Тётка Чарлея» была и экранизирована, и даже не раз, и не только в Лондоне, но и в России. Первые фильмы о бездомном Бабсе Баберлее, не по своей воле переодевшемся в женское платье, были немыми, и сняты они были в Италии и в США. Правда, в оригинальной версии есть несколько отличий от советской экранизации: у Брэндона Томаса, например, тётку Чарлея звали донной Люсией, да и названия «Здравствуйте, я ваша тётя!» тоже не было. Это исключительно наша придумка, точнее – небольшое заимствование у Фаины Раневской, которая произносила данную фразу в фильме «Лёгкая жизнь».

Осенняя лИСтКУССТВенница. Выпуск №6 Режиссёр Виктор Титов взялся за фильм по мотивам пьесы Брэндона Томаса от безысходности и безденежья. Он уже полгода был без работы. На «Мосфильме» его новую заявку на экранизацию «Жизни Клима Самгина» даже не отклонили (всё же это Максим Горький), а, что называется, «заиграли» – никто не мог принять никакого решения. И в это же время режиссёру предложили взяться за комедию с переодеванием. Он согласился, но по словам людей, которые его знали, вообще не понимал, что с ней делать: пьеса написана в прошлом веке бывшим английским актёром, а снимать предстояло для советских зрителей образца середины 70-х. В общем, Титов долго работал над сценарием и, погрузившись в материал, пришёл к совершенно гениальному решению – сделать фильм в стилистике немого кино, плюс с некоторым гротеском и почти театральной условностью. Только в этом случае, как ему казалось, зритель правильно сможет воспринять ту реальность, в которой разворачиваются события.
Осенняя лИСтКУССТВенница. Выпуск №6 Осенняя лИСтКУССТВенница. Выпуск №6 Осенняя лИСтКУССТВенница. Выпуск №6
На главную роль претендовали Евгений Леонов, Олег Табаков, Евгений Матвеев. Но Калягин переиграл всех. Он очень серьёзно готовился к роли: специально ходил в Ленинку и прочитал весь архив женских журналов, наблюдал за дамами на улице, в магазинах, в транспорте. Использовал весь свой опыт общения с прекрасным полом, начиная с мамы и тёток до девочек, в которых влюблялся в юности. Татьяна Васильева, сыгравшая в картине Энни, одну из невест, вспоминала, что съёмки могли задерживаться и на час, и на два, и даже больше, – Калягин очень долго обсуждал с режиссёром, что и как ему нужно сделать. Зато, когда входил в кадр, сомнений ни у кого не оставалось. Надо сказать, что для Калягина этот фильм стал удачей и спасением: в тот время у актёра умерла жена, и он остался один с маленькой дочкой на руках. Это тяжёлое время ему помогли пережить съёмки. Он приходил на площадку из своего дома, где царил траур, и из грустного, переживающего потерю человека, буквально преображался в изворотливого и ироничного Бабса. Тогда Калягин считался ещё начинающим актёром, но после выхода на экраны комедии про тётку Чарлея стал звездой — предложения с новыми ролями посыпались как из рога изобилия.

Осенняя лИСтКУССТВенница. Выпуск №6 Вот, как сам Калягин вспоминал о съёмках в своей книге «Александр Калягин»:
Осенняя лИСтКУССТВенница. Выпуск №6 «Моя тётка Чарлея родилась из воспоминаний о воспитавших меня женщинах: матери, тётках. В неё вошли черты девочек и женщин, в которых я был влюблён, которых просто мельком видел на улице или в транспорте. С режиссёром Виктором Титовым мы ни разу не обсуждали: какой тип женщины надо сыграть? Боже упаси. Никогда не было в мыслях. Память выдавала "на-гора" то позу, то жест, то манеру держать веер, стрелять глазками, кокетничать, приподнимать ножку, хлопать ресничками… мы только отбрасывали, что не нужно. Ещё важнейшим в работе было воспоминание об опыте Чарли Чаплина, как-то снявшего коротенький фильм "Женщина". Мне тоже хотелось испытать: каково это? Что чувствуют и переживают эти существа в юбках, чулках и прочих деталях туалета? Женский костюм я обживал старательно, практически не снимая даже в обеденный перерыв. Дело в том, что эти перерывы были короткие, а в буфете — очереди. Если полностью переодеваться: снимать чулки, накидку, юбку и прочее, можно остаться голодным. Этого я себе не позволял никогда! Поэтому я снимал… только парик. Смотрели на тётеньку с лысой головой, мягко скажем, удивлённо...»

Осенняя лИСтКУССТВенница. Выпуск №6 Комедия, как уже было сказано, вышла накануне нового 1976 года, и уже на следующий день в газетах появились разгромные рецензии. Создателей обвиняли сразу во всём: драматургия слабая, режиссура непрофессиональная, актёры сыграли плохо, и вообще всё это пошло и не смешно. Особенно не понравилась чиновникам Татьяна Веденеева. Они посчитали красавицу «тётю Таню» совершенно неубедительной и настоятельно советовали переснять дубли с другой актрисой. А Армена Джигарханяна с укоризной тогда спрашивали: «Как же вы, такой известный артист, и снимались в такой пошлости?»
А вот как!

Осенняя лИСтКУССТВенница. Выпуск №6 7goHahqrqik.jpgИзначально Армен Борисович претендовал на роль полковника Чеснея, ведь он уже играл этого старого солдата, не знающего слов любви, в театре. «В очереди за ролью» хромого полковника стоял и Зиновий Гердт, но этот актёр служил тогда в театре Сергея Образцова, а вся труппа должна была ехать на гастроли в Европу. Гердт буквально мечтал о мундире Чеснея и молился, чтобы начальство отказало им в выезде. Но как назло чиновники выпустили за железный занавес всех. Таким образом, осталось два кандидата: Джигарханян и Козаков. Режиссёр Виктор Титов ради эксперимента решил испытать харизму Армена Борисовича в другом образе и предложил ему сделать дубль в качестве судьи Кригса. Надо ли говорить, что после этого первого дубля знаменитый полосатый костюм алчного чиновника буквально «прилип» к Джигарханяну :)

Осенняя лИСтКУССТВенница. Выпуск №6 Кстати, о костюмах. Все они шились для этого фильма практически в... единственном экземпляре. Но вовсе не потому, что они такие уникальные. Просто у съёмочной группы был настолько ограниченный бюджет, что картину даже пришлось снимать не на Мосфильме, а в маленьком павильоне «Останкино», а для трюков в целях экономии позвали не профессиональных каскадёров, а артистов цирка. Тканей для костюмов тоже закупили по минимуму. Костюмером на площадке была младшая сестра Нонны Мордюковой, Наталья Катаева. Сцену, в которой герои Козакова, Джигарханяна и Калягина бросались друг в друга тортом, должны были снять с одного дубля, и Наталья Катаева об этом просто умоляла, ведь у неё было всего по два экземпляра одежды для каждого героя. И когда артисты испортили первый дубль, не по сценарию рассмеявшись оттого, как Калягин удачно залепил куском торта прямо в лицо Джигарханяну, – костюмер буквально разрыдалась. А Титов устроил тогда колоссальный разнос, что вообще случалось редко. Он очень любил артистов и действительно часами мог обсуждать с ними роли, но в тот раз его понесло. Он ругался, называл актёров непрофессионалами, говорил, как несерьёзно они подходят к делу и многое другое, о чём, возможно, потом даже жалел. Но все как-то прониклись, собрались и отыграли сцену идеально. И тут уже не выдержал сам режиссёр, – глядя на тот весёлый балаган, который они все устроили, он неожиданно для самого себя тоже начал смеяться. Но это уже ни на что не влияло, и он скомандовал: «Стоп, снято!» И все выдохнули.

Осенняя лИСтКУССТВенница. Выпуск №6 Когда же Виктор Титов придумал ставшую уже легендарной фразу про диких обезьян, стало понятно, что без животных в фильме никак не обойтись. Изначально были планы, чтобы тётушка Чарли всегда была в кадре с настоящей мартышкой, а не с чучелом. Зверька нашли в цирке и привезли на площадку. Второй режиссёр Юрий Прохоров взял обезьянку на руки, а вот, что случилось потом, мало кто понял, – Прохоров дико заорал, выпустил зверя, а из его руки текла кровь. Прибывшие на скорой врачи экстренно забрали пациента в больницу. После укуса у Прохорова начался сепсис, несколько дней медики боролись за его жизнь.

Вернуться на работу второй режиссёр смог только через месяц. И для него было шоком узнать, что даже после случившегося Титов не отбросил свою идею снимать обезьяну. Притом, что вся съёмочная группа отказалась иметь дело с приматами. Уговорили только юную Татьяну Веденееву, ещё учившуюся тогда в ГИТИСе. Новую обезьянку привезли из театра Дурова. Попросили самую спокойную. Но зверёк оказался настолько пугливым, что, сидя на руках у актрисы, постоянно... писался. Снимали дубль за дублем, как героиня Веденеевой вместе с мартышкой садится в машину (помните, тот самый «безразмерный» автомобиль, куда по очереди входят все герои?), и вот каждый раз зверёк пугался, цеплялся коготками за костюм актрисы, оставлял дырки, а заодно и мокрые пятна на ткани.

Осенняя лИСтКУССТВенница. Выпуск №6 А ещё, когда состоялась премьера новой комедии, то не только критики, но и многие коллеги-режиссёры не поняли постановку Виктора Титова. Михаил Козаков, например, рассказывал, что на первом показе в Доме кино он сидел рядом с Георгием Данелией. Зал катался от смеха, а знаменитый режиссёр даже ни разу не улыбнулся. Козаков, видя такую реакцию, тоже помрачнел, и решил, что картина не удалась. Данелия тогда сказал, что не понял кино, и ему было не смешно. Артист с ним согласился, и только спустя время, признал, как ошибался… А на телевидение тем временем стали приходить мешки писем, в которых зрители просили повторить фильм снова и снова. Понадобилось совсем немного времени, чтобы понять: история тётушки Чарли, мастерски разыгранная советскими артистами и так не понравившаяся критикам, – настоящий хит. После премьеры каждый первый точно знал, что Бразилия – это место, где «очень много диких обезьян» и курили исключительно «по-нашему, по-бразильски» :)
Осенняя лИСтКУССТВенница. Выпуск №6
Это был шестой выпуск моей "Осенней лИСтКУССТВенницы".
Подробнее про рубрику "лИСтКУССТвенница" читайте здесь.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Дорогие мои, тут нашему френду нужна помощь в совете Нужна хорошая языковая школа для мальчика подростка) На лето) если кто знает и может порекомендовать, очень просим)) А теперь о своем, дурацком, девичьем) Что вы едите, когда вы не хотите ...
Посмотрел я первую верию " Нового папы "... Это просто праздник какой-то (с) В первом сезоне мутили-мутили - то папа плохой, то хороший, что у них драма, то комедия, "всё такое зыбкое и противоречивое", что даже жанр не пойми какой. А тут вижу я суровую голимую сатиру на жадных, тупых и ...
        Для многих граждан  России — «Крымский вопрос» вообще не существовал вплоть до 2014 года.  Я с этой проблемой, познакомился во времена службы в Советской Армии.   ...
Немецкий независимый журналист и главный редактор журнала COMPACT Юрген Эльзессер (Jürgen Elsässer) требует покончить с американской оккупацией Германии. Журналист заявляет, что Германия является американской колонией, а немецкие политики служат не собственному народу, а действуют в интере ...
Еду по пятницкому шоссе вечер одинадцатый час. В сторону Москвы. Уже после бетонки. Дорога почти пустая. На встречу большегруз собрал за собой хвост не большой машин пятнадцать. И из-за него выскакивает с мигалкой кажется пятерка БМВ. Номера не ...